За основу для дальнейшего разбора берем систему
настольных ролевых игр Advanced Dungeons & Dragons. Мифологические же
источники, как и Средиземье Толкиена, стоит рассматривать под призмой "ах вот
откуда ноги растут", однако базис есть всегда и у всех, а те же скандинавы в
древности думаю ни за что бы не узнали в персонажах своих мифов "современные"
интерпретации тех же эльфов, и скажем троллей.
Что такое AD&D надеюсь рассказывать еще раз не надо. Так вот имея четыре основных мира (Toril, Krynn, Athas, Oerth) Первичного Материального плана темные эльфы, как отдельная социально-расовая единица, расписаны разве
что на Ториле. В мире Dragonlance - Кринне, темными эльфами являются все те же high elves, причем не только физически, но и не исключено что и духовно. Темные эльфы Кринна - это прежде всего изгнанники, вынужденные покинуть свой народ - отличие в этом и
только этом. А причины изгнания могут быть весьма разнообразными, от использования запретной темной магии Нуитари до банального несогласия с властью или же вовсе за воровство. В прочих мирах темные, насколько мне известно, не существуют, конечно если не учитывать межпланарные
путешествия оных.
AD&D Forgotten Realms.
Дроу - темные эльфы Торила.
Темные эльфы, так же известные как дроу (drow), являются злыми родственниками прочих разновидностей эльфов. Изгнанные под землю много лет назад любящими свет эльфами, эти зловещие существа обрели там свой дом и назвали его Подземьем (Underda
rk). Они стали хозяевами и хозяйками темных пещер и каждое разумное существо старалось их избегать.
Изначально дроу были обычным народом эльфов, предпочитающим силу правосудию. В поисках большего могущества они конечно же обратились к силам, однажды извратившим их. Прочие эльфийские народы пришли в ужас увидев изменение в ранее миролюбивых
дроу и стали докапываться до причин. Дроу расценили подобную напряженность в отношениях как агрессию и ответили убийством послов и вторжением в эльфийские города. Убежденные в исходящем от дроу зле прочие народы объединились с целью изгнания оных из свои
х земель.
Долгая, кровопролитная война длилась веками, эльф убивал эльфа, великая магия была задействована, мир лежал в руинах и был пропитан кровью. Наконец «добрые» и объединившиеся с ними обычно нейтральные в отношении эльфы изгнали дроу под землю.
Порча затронула не только душу, но и внешний вид дроу, их кожа потемнела, а волосы стали белыми, глаза светились красным светом, как доказательство бушующего в них огня.
Дроу географически так же распространены, как и прочие народы эльфов - возможно даже более них. Никто, не принадлежащий к дроу не знает как далеко под землей простираются их владения. Хорошо известно, что им подчинена межпространственная маги
я, которую они используют для передвижения на большие расстояния. Они ненавидят свет и постоянно ищут пути путешествия избегая солнца, являющегося своего рода проклятием. Дроу так же имеют разветвленную сеть подземных туннелей.
Дроу обычно ниже чем прочие эльфы - в среднем 140 сантиметров мужчины и 150 женщины, как уже упоминалось имеют темную кожу и белые волосы, живут меньше (от 300 до 500 лет, если конечно не умерли гораздо раньше под жертвенным ножем или в какой
битве, не обязательно с расовыми врагами), превосходно ориентируются в темноте опираясь на тепловое излучение и обладают врожденными магическими способностями. Они так же имеют превосходство в ловкости. Во всем прочем, дроу схожи с живущими на поверхнос
ти.
Искусство дроу изумительно, к сожалению их работы не могут существовать вне обитания дроу, предметы уничтожаются, хотя и медленно, когда вдалеке от излучения Подземья. Аналогичная судьба постигает магические способности дроу и результаты дейс
твия их магии.
В обществе дроу обычно царит матриархат. Мужчинам доверяются менее важные занятия, вроде игр с мечами и некоторого колдовства. Женщины же занимают видные позиции в обществе. Они - жрицы темной богини Лолс (Lolth, и
ногда Lloth), Королевы Пауков. Эти женщины беспощадно пользуются даруемой богиней силой. Нередко пользуясь жестокими наказаниями они держат мужчин в страхе и покорности. Они - верхушка социальной иерархии в Подземье, они ревностно охраняют свою власть от
мужчин, которые могут попытаться отобрать ее. С тех пор как женщины получили больше власти чем мужчины, а так же исходя из физиологических особенностей - они были в целом так же сильнее и умнее мужчин, дроу с трудом верили что есть общества с мужчинами
у власти. Они так же не могли поверить, что угроза может исходить именно от мужчин.
Кроме Ллот почитаются Ghaunadaur, That Which Lurks (The Elder Elemental God) - бог всех злых обитателей Подземья и Vhaerun, The Masked God of Night - бог воровства и интересов дроу на поверхности Торила. Богиня Eilistraee, так же известная ка
к The Dark Maiden, покровительствует "добрым" дроу, но таких бывает раз в сто лет, например широко известный Дриззт. ;-)
Несмотря на хаотично-злую природу общество дроу строго структурировано и разделено. Социальные слои и классификации не подвержены каким-либо изменениям. Дроу может продвинуться в своей касте, но не может выйти из нее. Когда кто-то ищет продви
жения по социальной лестнице - это продвижение обычно происходит через смерть.
Дроу постоянно ищут улучшений их позиций в обществе. И в глазах Ллот. Если цена этому жизнь других, то тем лучше - это уменьшит количество конкурентов и обеспечит большую сохранность завоеванных позиций.
Достаточно интересно о взаимоотношениях Домов дроу в городе Мензоберранзан рассказывается в трилогии Сальваторе "Темный эльф", между прочим главным героем которой тот самый Дриззт и является.
Дроу ненавидят всё, существующее на поверхности, но ничто не сравниться с ненавистью к «добрым» эльфам. Дроу используют любой шанс, позволяющий уничтожить прочих эльфов при встрече. Даже несколько злых эльфов на поверхности расцениваются как
враг и дроу не станет колебаться в устранении препятствий воле Лолс.
В начало
|
Для начала отрывок из некоего описания скандинавских мифов, весьма веселый в свете концепции AD&D:
Как-то раз, роясь в земле в поисках железной руды, Один, Вили и Ве нашли в ней червей, которые завелись в мясе Имира. Глядя на эти неуклюжие существа, боги невольно задумались.
- Что нам с ними делать, братья? - произнес наконец Ве. - Мы уже населили весь мир, и эти черви никому не нужны. Может быть, их надо просто уничтожить?
- Ты ошибаешься, - возразил Один. - Мы населили только поверхность земли, но забыли про ее недра. Давайте лучше сделаем из них маленьких человечков-гномов или черных эльфов и дадим им во владение подземное царство, которое будет
называться Свартальфахейм, то есть Страна черных эльфов.
- А если им надоест там жить и они захотят подняться наверх, к солнцу? - спросил Вили.
- Не бойся, брат, - ответил Один. - Я сделаю так, чтобы солнечные лучи превращали их в камень. Тогда им придется всегда жить только под землей.
- Я согласен с тобой, - сказал Ве. - Но мы забыли не только про недра - мы забыли про воздух. Давайте превратим одних из этих червей в черных эльфов, или гномов, как сказал Один, а других - в светлых эльфов и поселим их в воздухе между зем
лей и Асгардом, в Льесальфахейме, или в Стране
Светлых эльфов.
Ну в общем понятно, что сие есть большой булыжник, который могут поднять с мостовой эльфоненавистники. ;-))) Ведь по AD&D "нормальный" эльф - это чуть ниже человеческого роста гуманоид, более хрупкое телосложение, немного другие черты лиц
а, другой менталитет, но все же это модифицированные люди. Как собственно и у Толкиена (по хронологии с него и надо было начинать). А все потому, что с ТАКИМИ, более человечными эльфами, иметь дело в игровой среде гораздо удобнее и приятнее. Короче вот д
алее еще кой-чего из германского эпоса.
В низшей мифологии германских народов эльфы являются духами, делящимися на светлых и темных, собственно представление о них восходит к германоскандинавским альвам. Если светлые - это духи воздуха (я же говорю, все эльфы вылезли из одного мест
а и модифицировались со временем), то темные, опять ассоциируемые в мифологиях с гномами, - духи земли. Они являются подземными жителями, искуснейшими кузнецами, хранящими в горах сокровища.
Опять же разнообразные модификации мифов позже привели к тому, что гномы стали независимыми от эльфов существами... и тоже стали делиться на светлых и темных. Темными назывались цверги.
В общем не совсем правильно говорить что это именно темные гномы, а не темные эльфы, благо гном и эльф - это одно и то же, во всяком случае по происхождению. Итак выписка с моими комментариями из мифологического словаря, тут в качестве источника указываю
тся конкретно скандинавские мифы, хотя я и не помню чтобы там темные были именно цвергами, но в общем-то я и не кульный специалист в этом вопросе чтобы оспаривать эту книгу. Конечно же никаких противоречий нет, если вспомнить с какого предложения я начал
абзац. Повторюсь, что мифы со временем изменялись до неузнаваемости:
"Цверги - в германо-скандинавской мифологии карлики. В более поздних скандинавских народных поверьях они смешиваются с альвами и другими природными духами (кстати духами огня назывались саламандры, воздуха - сильфы, воды - ундины). Иногда цве
ргов называют черными альвами, в отличии от остальных альвов - белых (светлых). Они, согласно "Младшей Эдде" (книге Снорри Стурлусона, величайшей исторической личности 12-13 века, обитавшей в Исландии и ставшей впоследствии чуть ли не главной ее гордость
ю), первоначально были червями в теле великана Имира, из которого произошел мир, а по "Прорицанию Вельвы" ("Старшая Эдда" - Стурлусон к ее написанию тоже руку приложил, однако ее он не писал, это компиляция народных поверий и заслуга Снорри не менее вели
кая в том, что он все это объединил в одну книгу. А может и не он, никогда не верьте человеку, пишущему что-то по памяти ;-), они были созданы из крови и костей Бримира - Блаина (вероятно, тот же Имир). Живя в земле и камнях, подобно червям, цверги боятс
я света, он для них губителен - при лучах солнца они превращаются в камень (Замечательное заимствование для дроу, чувствующих себя под солнцем весьма дискомфортно, хоть и не дохнут. Дохнут ради баланса в мире только их вещи :-). В "Речах Альвиса" ("Старш
ая Эдда") Тор задает мудрому карлику Альвису, сватающемуся к его дочери, вплоть до рассвета, который его погубит. Цверги - искуссные кузнецы. Согласно "Младшей Эдде" и другим источникам, они изготовили сокровища богов-асов - их главные атрибуты: Брисинги
- ожерелье (Брисингамен) для богини Фрейи; цверги - "сыновья Ивальди" по просьбе Локи - золотые волосы для богини Сив, а так же волшебный корабль Скидбладнир для Фрейра и копье для Одина Гунгнир; карлики - браться Брокк и Эйтри (с которыми ЛОки поспорил
, заложив свою голову, что они не сделают трех равноценных этим сокровищ) изготовили вепря с золотой щетиной для Фрейра, золотое кольцо Драупнир для Одина и молот Мьелльнир для Тора, выиграв спор (из-за того, что Локи принявший обличье мухи, мешал кузнец
ам, рукоятка получилась коротковата, но все же боги признали молот лучшим произведением карликов). Карлики Фьялар и Галар изготовили из крови Квасира и пчелиного меда священный мед поэзии. Четыре цверга, названные по сторонам света Нордри ("северный"), С
удри ("южный"), Аустри ("восточный"), Вестри ("западный"), поддерживают небо по четырем сторонам земли (мотив широко распространенный в мифологии различных народов)."
Итак, черные (темные) эльфы мифологии и ролевых игр (да и не только их) нынче, спустя столько веков, есть две большие разницы с четко просматриваемыми сходствами. :-)
В начало
|