Музыка
Last update: 15 jul 2001


  Попытка анализа лириксов Брюса Дикинсона.
  Автор - Helgit (Олег Третьяков).

  Как большой фанат Брюкинсона времен сольной карьеры, я не смог пройти мимо текстов его альбомов. Наиболее интересными в любом плане мне показались 2 последних - "Accident of Birth"'97 и "The Chemical Wedding"'98. Мое прочтение текстов этих альбомов заставило сделать вывод о глубоком увлечении Брюса всяческой эзотерикой и близкой к эзотерике поэзией. Мой интерес к этой теме заставил меня провести анализ этих 2 альбомов...

Accident of Birth'97

Freak

Одна из самых простых по тексту вещей. Явно наличие трех образов: Князя Тьмы (Prince of Darkness), женщины, подпавшей под его влияние (Mistress) и раба (рабов?), следующего за своей Владычицей. Перевод слова mistress также может включать в себя такое понятие, как "любовница" - это наилучшим образом характеризует стиль ее взаимоотношений с Сатаной (Князь Тьмы в христианской мифологии). Кроме того, mistress обозначает и учителя (обязательно женского пола). Это отражает ее роль Учителя мужчины (мужчин?), попавшего в ее сети. Who is your Mistress, who leads you to the dark secret? (Кто твоя Владычица, ведущая тебя к темному секрету?)

Toltec 7

Возможно это ссылка на учение Кастанеды, которого я не читал... :-( Он говорил о своем учении как продолжении учения толтеков. В любом случае, этот индейский народ считали создавшим одну из величайших и непознанных магических систем древности.

Starchildren

Образ "звездных детей", похищающих людские души и высасывающих их. Энергетические вампиры, питающиеся людьми, в поисках знания открывших Окно Существования (window of existence). Классический ужастик для людей, ищущих сакральных откровений через интуитивные прозрения и выход в астрал - вневременную плоскость всеобщего Сознания. Несколько моих знакомых по инету предупреждали о опасности оказаться во власти Пожирателей Душ при выходе в астрал, что свидетельствует о огромной живучести этого мифа... Не забудем, что само слово astral означает "звездный".

Taking the Queen

Владычица Мертвых - Царица Скелетов. Ее первые дни. Империя живых становится Империей Смерти. Королева должна уснуть в объятиях неупокоенных и должен начаться вечный сон - сон после Смерти. Зверь и Лорд-Ястреб входят в покои королевы, готовя ей Бесконечное Посмертие. Видения ночных ласк и завораживающий шепот "Мы мертвы"... Они разрывают ее сердце пополам и забирают Королеву... Всего лишь сказка, но какая красивая сказка...

The Darkside of Aquarius

В наши дни наступает эра Водолея. Золотой Век, о котором так долго мечтает человечество или новые Времена Тьмы (Dark Ages), всеобщая гибель и бесконечное Зло? Дикинсон сталкивает силы Зла и Добра в Великой Схватке за Колесо Дхармы, разворот которого определяет то, в какую сторону будет двигаться мир... Мы видим четырех Адских Всадников, приносящих глад и мор. Яд, братоубийство, бессмысленные религиозные войны и ненависть несут они на своих крыльях. Но навстречу им из звездных небес выплывает серебряный серфер - маленький кораблик мечты и надежды. Четыре Адских Фашиста развернули знак Солнцеворота, являющийся внутренним содержимым Колеса Дхармы - это имеет прямую параллель в истории. Фашисткая свастика, созданная из двух скандинавских рун "Cол" была развернута в противоположную сторону к движению солнца. Во всех магических системах лучи свастики были направлены по ходу солнца. Разворот сделанный фашистами был неслучаен - таким образом входившие в состав магического общества Туле Адольф Гитлер и Генрих Гиммлер пытались показать свою будущую власть над миром и движением солнца. Они считали, что возможно заставить солнце идти в другую сторону (в символическом плане) и их порядок должен был отвергать природные законы... Одинокий серфер пытается развернуть Колесо Дхармы по ходу солнца, в сторону противоположную фашисткому злу. Эту вещь можно назвать глубоким символическим конфликтом между добром и злом в мире, главным конфликтом Эры Водолея по мнению Дикинсона.

Road to Hell

Дорога в Ад вымощена благими намерениями. Христианство толкает на самопожертвование и убивает таким образом человека. Непротивление злу насилием - путь, который убивает Желания и силу. "Father forgive me my sins, give me the nails, I'll hammer them in" (Отец прости мне прегрешения, дай мне гвозди, я вобью их). Но Дикинсон не хочет сам забивать гвозди в свой крест и распинать себя. "Скажи мне прощай, мы больше никогда не встретимся" - говорит он христианскому богу и сворачивает с шоссе. Внизу по левую сторону шоссе нет зловещих сожалений и раскаяний... Вы помните, Кому соответствует левая сторона? (Для примера вспомните путь левой руки.)

Man of Sorrows

"Человек скорби" начинается с образа маленького мальчика, преклонившего колени в церкви и просящего Небесного Отца отпустить ему его грехи. Он вступает на путь скорби, ибо истинные христиане идут по этому пути. Но наряду с кающимся мальчиком/взрослым мужчиной/старцем в песне присутствует и другой образ. Проклинаемый христианством маг и "пророк нашей пустоты" Элистер Кроули. "Do what thou wilt" (ты этого хотел), кричит измученный человек, обвиняя Бога в том, что Бог хотел его боли. Но "делай то, что хочешь" еще и начало Закона Кроули. "Делай то, что хочешь" - мальчик хотел скорби, вступая на путь христианского бога, так почему же он потом проклинал бога за то, что его желания оказались исполнены? Интересна и фраза "Is your journey over - has it just begun" - скорее всего указание на реинкарнацию.

Accident of Birth

Где томилась (или радовалась) твоя душа до рождения? Откуда ты пришел и куда идешь, человек? Не ждут ли тебя на обратной стороне твои нерожденные братья и сестры? Путь назад, в утробу матери, на темную сторону, путь ведущий к смерти, обращение жизни вспять - не много ли это для одной песни, Брюс?

The Magician

"Маг" - первый из старших арканов колоды Таро. Волшебник в стиле фэнтези - это мечта о могуществе и бессмертии, источник силы. Бесконечная радость существования и сказки, дарующие нам иллюзию всемогущества.

Welcome to the Pit

В яме с гадюками. Упокаиващий транс после проигрыша. Проигрыша в игру, в которой ты был обречен на поражение.

Ghost of Cain

Этой вещи нет у меня, но даже название позволяет предположить, что главный ее герой - библейский Каин.

Omega

Омега - последняя буква греческого алфавита. Эта песня - последняя глава в жизни человечества. Солнце, подарившее людям жизнь, забирает ее назад. Горящее небо и умирающая красная звезда на нем. Мы верили в ангелов, которые спасут нас, но будущее - это гибель мира. Печальное откровение.

Arc of Space

Истина никогда не бывает чиста, но в наших мечтах мы встречаем красоту этого мира. Красота в глазах смотрящего. Прекрасная баллада, закрывающая первый из двух волшебных альбомов Брюса.

The Chemical Wedding'98

King in Crimson

Этот эпохальный альбом начинается с явления Короля в Малиновом. Дух ночного трансильванского кошмара. Ужас ночи, преследующий тебя. И камень, мешающий противостоять власти Малинового Короля. Сюжет голливудского ужастика. Не удивительно, что Брюс собирается (собирался?) экранизировать этот альбом.

Chemical Wedding

Гибель мира в результате химического отравления планеты. "И так мы лежим, лежим в одной могиле в день нашей химической свадьбы".

The Tower

Начиная с этой вещи мы снова переходим от сказочек к эзотерике. Карта Падающая башня (the Tower) считается приносящим самые большие несчастья старшим арканом колоды Таро. Да и вся вещь насыщена образами Таро. Приведу припев песни, выделяя встречающиеся там карты:

_Lovers_ in _the tower_
_The moon_ and _sun_ divided, and _the hanged man_ smiles
_Lovers_ in _the tower_
_The moon_ and _sun_ divided, let _the fool_ decide

Итого: 6 из 22 старших арканов Таро в одном припеве (Влюбленные, Падающая башня, Луна, Солнце, Повешенный, Дурак) Не правда ли, архетипическая песня? И главное - архетипический сюжет. Когда я впервые услышал этот припев, не зная текста, я подумал, что это - вещь о Рейстлине и Крисании из сериала "Драконье Копье" (Влюбленные), которые открывают Врата в Бездну, находящиеся в _Башне_, а _благословенный дурак_(ибо The Fool - это всегда благословенный дурак, дурашливый мудрец, джокер) кендер Тассельхоф включает свое устройство для путешествий во времени. Повешенного Дикинсон часто приплетает куда угодно (вспомним мэйденовский "Revelations"), а Луна и Солнце - всегда служили олицетворением женского и мужского начал соответственно. Истина оказалась не такой простой, но таковы уж карты Таро, содержащие символический образ всего.

Killing Floor

Сатана покинул преисподнюю. Мир, убаюканный Богом в колыбельке, не готов к его приходу. Нефть - кровь Сатаны. Ты готов встретить его взгляд исподлобья?

Book of Thel

Книга Тэль - создание гениального английского поэта, визионера Уильяма Блейка (1757-1827). Книга Тэль - это очередная встреча Невинности и Опыта на скользких тропах жизни каждого из нас. Одна из попыток Блейка ответить на вопрос о смысле жизни. Смысл жизни по Блейку - это деятельное изменение окружающего мира. И если покой ассоцируется у Блейка с Добром, то изменение со Злом. Потому неудивительны жуткие образы, созданные Дикинсоном в этой вещи - таковы его ассоциации с Опытом.

Gates of Urizen

Косный разум Уризен, созданный фантазией Блейка - один из непоколебимых оплотов мира, мешающий изменениям в нем. Уризен почти тождественен образу христианского бога в представлениях Блейка, кроме того его можно ассоциировать с работой левого (логического) полушария мозга, пытающегося разложить все существующее на отдельные полочки. Врата Уризена - это граница нашего познания мира, точка, с которой в познании главенствующую роль начинает играть правое (интуитивное) полушарие, способное увидеть бесконечное. "Если б расчищены были врата восприятия, всякое предстало бы человеку, как оно есть - бесконечным"(У. Блейк). Используя модель Т. Лири эти врата можно сравнить с границей между 4 низшими (присущими всему человечеству) и 4 высшими (присущими только особо просветленным людям) контурами. У Дикинсона присутствует немало образов коллективного бессознательного, в том числе один из важнейших - лестница на небо. (Можно написать целый трактат об этом образе, вернее 2 типах образа - лестницы, спускающейся с небес, и лестницы, поднимающейся на небо...) В этой вещи кроме того присутствует основное правило герменевтики - "Что вверху, то и внизу", а также упоминание о аниме/анимусе - одном из юнгианских архетипов. (In every woman is a man)

Jerusalem

Одна из поэм Блейка (к сожалению, не встречаемая мной) так и называется "Jerusalem". Блейковскими образами заполнено и это произведение Брюса. Иерусалим - град небесный, Царствие Божие на земле. Вечный противник Вавилонской шлюхи, символизирующей разврат этого мира. Иерусалим - прелестное пастбище для овец (христианской паствы). Вся вещь - собирательный образ Невинности. Но даже эта Невинность уже окрашена Опытом, иначе о чем еще может говорить меч в руке автора?

Trumpets of Jericho

Вслед за Иисусом Навином, останавливающим солнце и разрушавшим стены Иерихона звуком труб, Дикинсон пытается разрушить камеру представлений людей о самих себе. Но от звуков труб Иерихона все еще остаются стены. Авалон - последнее пристанище короля Артура, символизирующее у Дикинсона мечты человечества, все еще в цепях. Цепи принесло христианство, наследник религии, победу которой символизировал звук иерихонских труб. Также это - борьба с камерой человеческой оболочки, мешающей развиваться Духу и становиться теми, кем мы можем стать. "Ты знаешь, кто ты такой, в своих мантиях из кожи (skin)? Как много тварей живет внутри тебя?" (Б. Дикинсон) "В течение краткой продолжительности жизни человека воздействующие мотивы не могут задевать достаточно глубоко, чтобы стереть запечатлевшиеся черты предшествовавших тысячелетий. Но если мы вообразим себе человека восьмидесятитысячного возраста, то в нем мы имели бы даже абсолютно изменчивый характер, так что из него постепенно развивалось бы множество различных индивидов" (Ф. Ницше)

Machine Men

Один из кошмаров Дикинсона. Люди-машины, железо в душе. Металлические клетки, в которых нет человечности. "Идущие, чтобы вымести вас всех". Люди без разума, слепые зомби, намного страшнее адских всадников. Грядущая гибель мира от рук механизмов, рожденных самим миром. Механическое существование - это наше будущее или ..?

The Alchemist

История одного эксперимента, начатого тогда, когда Солнце находилось в созвездии Тельца, и когда появилась Лестница. Эксперимент великого Алхимика заканчивается и миллионы живших уходят в небытие. "Hе пытайся обвинить меня во всех своих игpах, твои игpы обернулись смеpтью. Мой миp - это свет, ангелы наполняют мои глаза с каждым вдохом..." Миллионы погибших... "И так мы лежим, лежим в одной могиле в день нашей химической свадьбы".

Вместо эпилога - слова, заканчивающие этот альбом:

And all this vegetable world appeared on my left foot
As a bright sandal, formed immortal of precious stones and gold
I stooped down, and bound it on
To walk forward through eternity...

(И весь этот pастительный миp пpоявился на моей левой ноге
Как яpкая сандалия, сотворенная из бессмеpтных дpагоценных камней и золота
Я наклонился и надел ее
Чтобы идти впеpед чеpез вечность...)


В начало




Hosted by uCoz