Руководство по ADOM


Ориентация и алтари

0.2.1 Что такое ориентация?

Ориентация отражает моральную природу персонажа. Например, персонажи с законной ориентацией почти не совершают зверских убийств младенцев и почти не воруют из магазинов. Хаотичные же персонажи, кроме таких, совершают ещё массу более злых дел. Нейтральные персонажи выбирают, что им предпочтительнее, делают пакости, когда им выгодно, но совершают благие поступки, чтоб сохранять баланс ориентации.

Общее и довольно полное описание ориентации может быть найдено в АДОМ-мануале. Предполагается, что читатель уже ознакомлен с тем описанием. Здесь обсуждается влияние ориентации на процесс игры. Наиболее заметно влияние ориентации на доступные квесты и награды.

Квесты, награды и ограничения от ориентации:

Териньо - квесты доступны всем персонажам независимо от ориентации, однако Guth'Alak не будет награждать хаотиков зельем лечения порчи за доставку трупа хаосского создания.
Jharod - не научит Лечению хаотиков, независимо от того, что они сделали с Yrrigs'ом
Hotzenplotz - квесты доступны независимо от ориентации
Yergius - не научит Краже, да и ничему другому, законников
Старый Варвар - не даст навык Кураж хаотикам
Квест Единорога - Yrruir не даст квест убить Riurry хаотикам - есть некоторая неопределённость относительно этого.
Thrundarr - все квесты доступны независимо от ориентации
Гномий Мистик - награды зависят от ориентации; хаотики не получат ничего от него
Kherab - квесты доступны независимо от ориентации
Сумасшедший Крыслинг - даёт квест только хаотикам
Gaab'Baay - даёт квесты только хаотикам
Принц Убийц - Квест Filk'а доступен независимо от ориентации
Sharad-Waador - квест убить Srraxxarrakex доступен независимо от ориентации
Сумасшедший Менестрель - открывает местонахождение мерцающей пещеры независимо от ориентации
Khelavaster - не вызовет Trident of the Red Rooster / Трезубец Красного Петуха хаотикам

0.2.2 Смена ориентации

Сменить ориентацию можно несколькими способами. Легко изменить ориентацию с законной на хаотическую. Персонаж должен просто совершать хаотические действия, которые включают атаку неагрессивных монстров, чтение трактатов хаоса, ношение амулета хаоса, воровство и съедание трупов нежити. Атака монстров оружием вампиризма или ношение брони хаоса также сдвигает ориентацию к хаосу в АДОМ 1.0.0+. Изменение от хаоса к нейтралу или закону более сложно. Благословленный амулет порядка, взятый от Tywat Pare, помогает этому. Выполнение законных квестов сдвигает ориентацию персонажа к закону. Примеры таких квестов - квест со щенком, квесты Yrrigs'а, Keethrax'а, Tywat Pare'а и Thrundarr'а. Давать золото нищим и семена фермерам также акт закона. Лечение своего питомца (только когда от действительно ранен) также законно. Кроме этого, можно заняться самобичеванием (кнут в слоте инструмента), или носить броню закона (в АДОМ 1.0.0+).

Все эти методы занимают какое-то время, пока ориентация сменится. Несомненно, самый быстрый и лёгкий способ сменить ориентацию - жертвовать что-то на алтаре. См. следующий параграф об алтарях для избрания стратегии смены ориентации.

0.2.3 Алтари - как пользоваться алтарями.

Главная вещь, которую вы делаете на алтарях - это жертвование ('O'ffering). Можно жертвовать вещи, монстров и золото. Когда жертвуешь вещи, стань на алтарь и нажать 'O'. Вещь может быть принята или отвергнута божеством. Когда жертвуешь монстров, нужно стоять в отдалении от алтаря, а когда монстр наступит на алтарь, нажать 'O'. Заметьте, что большинство гуманоидов могут разговаривать. Это значит, что они могут пожертвовать персонажа. Большинство, но не все, гуманоидные монстры - хаотики. То есть стоять на алтаре, особенно на алтаре хаоса, в присутствии гуманоидного врага, не очень мудрый поступок.

Когда жертвуешь вещи, нужно помнить тот факт, что некоторые расовые божества особенно любят определённые виды вещей. Список можно найти в мануале, здесь приведён краткий список:

Люди: всевозможные инструменты
Тролли: скалы, чем больше - тем лучше
Хоббиты: приготовленную еду
Карлики: драгоценные камни
Гномы: золото
Высшие и Серые Эльфы: магические кольца
Тёмные Эльфы: магические жезлы и книги
Орки: оружие ближнего боя
Дракониды: музыкальные инструменты

Жертвование монстров может быть весьма удачным решением, особенно на уровнях с высокой скоростью генерации монстров. Однако необходимо помнить о некоторых вещах:

Законные и нейтральные боги не любят, когда им жертвуют "их существа", т.е. нейтральных созданий нейтральному богу или законных - законному. Хаотикам всё равно.

Размноженные, призванные, не-живые и не-мёртвые существа не могут быть принесены в жертву

На соориентированном алтаре можно определить статус вещей, просто бросив их на алтарь. Эта способность зависит от набожности. Более того, когда любое пожертвование принято, отношения с божеством заметны. Они бывают следующие:

"MORTAL, YE HAVE PESTERED ME FOR TOO LONG!"
"СМЕРТНЫЙ, НУ ТЫ МЕНЯ ОКОНЧАТЕЛЬНО ДОСТАЛ!" - вызывает солнечников/фантомов/великих демонов
"Mortal, ye art a pest."
"Смертный, да ты заколебал." - струя -тип повреждения- бьёт персонажа!
"*I* hereby punish thee, puny mortal"
"*Я* сим наказываю тебя, ничтожный смертный" - вещи превращаются в пыль
"You feel bad... very bad."
"Ты чувствуешь себя плохо... очень плохо" - тот же уровень набожности, что и выше. Обречённость, если у персонажа нет вещей
"Take this for ye impunity!"
"Получи это за свою безнаказанность!" - инвентарь проклят
"Mortal, you are a nuisance!"
"Смертный, ты досадлив!"
You hear -deity- grumbling in anger.
Ты слышишь -божество- злобно ворчит.
For some seconds the ground rumbles. Nothing else happens.
Несколько секунд земля трясётся. Больше ничего не произошло.
-deity- seems to be unconcerned.
-божество-, похоже, не задето.
-deity- seems to be pleased.
-божество-, похоже, довольно.
-deity- seems to be very pleased with you.
-божество-, похоже, очень довольно тобой. - божество будет благословлять воду, брошенную на алтарь
You feel inner strength lifting you spirits.
Ты чувствуешь внутреннюю силу, подымающую твой дух. - набожность на том же уровне, что и внутренний мир, божество даёт свойство Удачливый, (только если персонаж раньше его не имел)
You feel inner peace.
Ты чувствуешь внутренний мир. - см. предыдущее сообщение о внутренней силе.
You burn with the anticipation of power
Ты горишь с ожиданием силы - хаотический эквивалент внутреннему миру.
You feel spiritually invincible.
Ты чувствуешь духовную непобедимость
You feel very close to -deity-
Ты чувствуешь себя очень близко к -божеству- - божество убирает Проклятие/Обречённость, если они присутствовали ("You feel a terrible gloom being lifted from you" - "Ты чувствуешь, как ужасный мрак убирается от тебя"), даёт свойство Улыбка Судьбы
You feel extremely close to -deity-
Ты чувствуешь себя исключительно близко к -божеству- - возможность (пре/после)коронации
-deity- seems to be absolutely close to you
-Божество-, похоже, абсолютно близко к тебе - персонаж имеет право короноваться: правильная ориентация и высший уровень набожности

И ещё одно сообщение выдаётся только при следующем условии: если персонаж жертвует достаточно, чтоб получить состояние духовной непобедимости за один ход, и не имеет ни свойства Удачливый, ни Улыбки Судьбы, появляется сообщение "Ты чувствуешь духовное ликование" и персонаж получает одновременно свойства Удачливый и Улыбка Судьбы. Это работает независимо от ориентации. Тут могут быть ещё детали из-за возможности наличия свойства Проклятие и/или Обречённость.

Другие сообщения появляются, когда жертвуешь в специальных условиях (в основном когда персонаж обижает своё божество):

"*MORTAL, I AM NOT BUILDING A BLOODY GARDEN UP HERE! NO MORE TREES! }*"
"*СМЕРТНЫЙ, Я ЗДЕСЬ НЕ СТРОЮ КРОВАВЫЙ САД! ХВАТИТ ДЕРЕВЬЕВ! }*" - персонаж пытался пожертвовать живое дерево; сюда пробралась опечатка, }
A voice in your mind lectures you. "*WHAT A MEDIOCRE SIGN OF DEVOTION. IMPROVE!*"
Голос в твоей голове учит тебя. "*ЧТО ЗА МЕЛКАЯ ЖЕРТВА. УВЕЛИЧЬ!*" - персонаж пытался жертвовать вызванное создание
A voice in your mind lectures you. "*THOU SHALT TAKE PAINS TO PROVE THY DEVOTION!*"
Голос в твоей голове учит тебя. "*ТЫ УЖ ПОСТАРАЙСЯ УВЕЛИЧИТЬ СВОЮ ПРЕДАННОСТЬ!*" - персонаж пытался жертвовать расплодившееся создание
You hear a booming voice in your mind... "*BE WARNED! SACRIFICING MY OWN CREATURES IS NOT SOMETHING I WELCOME WITH JOY!*"
Ты слышишь гулкий голос в своём уме... "*ПРЕДУПРЕЖДАЮ! ЖЕРТВОВАТЬ МОИХ СОЗДАНИЙ - ЭТО НЕ ТО, ЧТО Я ПРИВЕТСТВУЮ С РАДОСТЬЮ!*" - персонаж пытался пожертвовать существо, соориентарованное с алтарём
-deity- booms: "*YOU DARE TO SACRIFICE MY GIFTS AT MY HOLY PLACE?!?* "*FOOL!*" The -foo- is consumed by a -bar- light and disappears.
-Божество- кричит: "*ТЫ ОСМЕЛИЛСЯ ЖЕРТВОВАТЬ МОИ ПОДАРКИ В МОЁМ СВЯТОМ МЕСТЕ?!?* "*ГЛУПЕЦ!*" -что-то- поглощено -каким-то- светом и исчезает. - Персонаж пожертвовал божественный подарок
Suddenly -deity- speaks to you. *YOU DARE TO OFFER THE CRAP SOLD BY RATLING TRADERS?* *FORGET IT!* The -ratling fodder- disappears.
Внезапно -божество- говорит тебе *ТЫ ОСМЕЛИЛСЯ ПРЕДЛАГАТЬ ДЕРЬМО, ПРОДАННОЕ КРЫСЛИНГАМИ-ТОРГОВЦАМИ?* *ЗАБУДЬ ЭТО!* -Крыслингская еда- исчезает.
"*FoOl*, ThOsE sErVaNtS aRe MoRe UsEfUl ThAn YoU. wHy NoT sAcRiFiCe YoUrSeLf?"
"*ДуРаК*, тЕ сЛуГи НаМнОгО пОлЕзНеЕ тЕбЯ. пОчЕмУ бЫ тЕбЕ нЕ пОжЕрТвОвАтЬ сЕбЯ?"
Персонаж пытался жертвовать охранника сферы

Сообщения, когда жертвуешь в темноте:

You feel a warm aura."
"Ты чувствуешь тёплую ауру." - законный алтарь
"The air is suddenly very moist."
"Воздух внезапно сильно увлажнился." - нейтральный алтарь
"You suddenly feel a chilling cold."
"Ты внезапно чувствуешь ужасный холод. - хаотический алтарь

Эти сообщения не зависят от набожности. Те, которые зависят от неё (см. выше), следуют за ними. Заметьте, что созданий нельзя жертвовать в темноте.

Жертвование вещей, золота или монстров на алтарь могут изменить ориентацию персонажа или ориентацию алтаря. В общем, маленькие жертвы двигают ориентацию персонажа к ориентации алтаря. Однако, заметьте, что жертвование на законном алтаре не будет двигать ориентацию персонажа всё время к L+. Аналогично, жертвование на хаотический алтарь не будет двигать ориентацию персонажа всё время к C-. Чтоб достигнуть этих ориентаций, персонаж должен совершить другие законные или хаотические действия соответственно (или носить амулет указанной ориентации, лучше - благословлённый). Большие пожертвования двигают ориентацию алтаря к ориентации персонажа. Жертвы живых существ могут быть расценены и как маленькие, и как большие, в зависимости от уровня персонажа и уровня пожертвованного монстра. Изменение ориентации персонажа или алтаря с помощью жертвования живых монстров - довольно сложное занятие и может повлечь за собой весьма неприятные последствия, если пожертвование было произведено неправильно. С золотом же всё просто и понятно. Чтоб подвинуть ориентацию персонажа к ориентации алтаря, надо жертвовать небольшие количества золота, 10 или 20 монет, неоднократно. Со временем появится сообщение "*WELCOME BELIEVER*" - "*ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ВЕРУЮЩИЙ*", когда ориентация персонажа совпадёт с ориентацией алтаря. Дополнительное сообщение "You feel your morals changing." - "Ты чувствуешь изменение морали." появится, если ориентация изменяется на хаотическом алтаре с законной на нейтральную или на законном алтаре - с хаотической на нейтральную. Исключение из этого - высокоопытные хаотические персонажи. Об этом случае можно узнать в главе 4.3 об ультра-окончаниях. Чтоб изменить ориентацию алтаря к ориентации персонажа, пожертвуйте как минимум 3000 золота одновременно. 3000 - это минимум; большее количество может потребоваться в зависимости от уровня персонажа.

Некоторые наблюдения по поводу алтарей другой ориентации и изменении ориентации алтарей с помощью живых жертвоприношений:

Друиды должны быть очень осторожны, чтоб избежать жертвовать животных в любое время.

Законные боги не любят принесения в жертву законных созданий, нейтральные боги - нейтральных, а хаотические безразличны. Это делает ситуацию самой простой для хаотических персонажей. Они могут жертвовать кого и что угодно на хаотических алтарях без боязни смены ориентации. Это также значит, что ситуация зашла в тупик: хаотический персонаж + хаотический алтарь = смена ориентации невозможна.

Каждый раз, когда персонаж жертвует на алтаре другой ориентации, *два* бога вовлечены: бог персонажа, который может принять достаточно большое жертвоприношение и начать сражаться с богом другой ориентации, который контролирует алтарь; и другой бог, который может соглашаться на маленькие жертвы от персонажа и двигать ориентацию персонажа к ориентации алтаря. Это также значит, что два бога могут быть объектом для жертвы живого существа. Всегда не мудро жертвовать существа одной ориентации с персонажем или с алтарём. Исключение - хаотический персонаж, жертвующий на хаотическом алтаре, как описано выше.

Тот факт, что два божества вовлечены, когда жертвуешь на несоориентированном алтаре, означает то, что может случиться загадочный феномен, когда жертвуешь вещь, предпочитаемую богом твоей расы, на несоориентированном алтаре. Бог персонажа может принят жертву и быть "глубоко благодарен" в то время, как несоориентированный бог озлоблен тем фактом, что несоориентированный с ним персонаж пользуется алтарём. В зависимости от набожности персонажа в отношении несоориентированного бога (имеется возможность поддерживать набожность в отношении нескольких богов), это может вылиться и в сообщение "глубоко благодарен", и в негативный эффект, как то проклятие или уничтожение инвентаря.

Жертва живого на несоориентированном алтаре, в общем, похожа на жертвование неживого тем, что маленькие жертвы двигают ориентацию персонажа, а большие - алтаря, но намного более сложно точно предсказать, что случится. Задействовано много факторов: уровень персонажа, коронованность(или некоронованность), уровень набожности персонажа по отношению к богу персонажа и несоориентированному богу, и уровень жертвуемого монстра. Гоблин будет расценен как большая жертва для персонажа первого уровня, но как маленькая - для персонажа десятого уровня. Очень трудно точно определить, что случится в граничных случаях. После достижения пятого уровня или около того, становится очень рискованно пробовать конвертировать алтарь с помощью жертвования живых маленьких монстров, вроде гоблина или орка.

Если персонаж злит бога путём жертвы его созданий, могут произойти несколько негативных последствий. Например, если персонаж жертвует создание одной с ним ориентации, его бог отвечает: "*BE WARNED! SACRIFICING MY OWN CREATURES IS NOT SOMETHING I WELCOME WITH JOY!*" - "*ПРЕДУПРЕЖДАЮ! ЖЕРТВОВАТЬ МОИХ СОЗДАНИЙ - ЭТО НЕ ТО, ЧТО Я ПРИВЕТСТВУЮ С РАДОСТЬЮ!*". Повторение жертвы приводит к: "*YOU DARE TO SACRIFICE ONE OF MY CREATURES?* *DEFILER*" - "*ТЫ ОСМЕЛИЛСЯ ЖЕРТВОВАТЬ ОДНО ИЗ МОИХ СОЗДАНИЙ?* *ОСКВЕРНИТЕЛЬ*". Это может сопровождаться сообщением: "-deity- luckily seems unconcerned." - "-божество-, к счастью, не задето.", это зависит от набожности персонажа. Ещё повторение жертвы приводит к тем же двум сообщениям и переходом нейтрального алтаря в хаотический. Этот пример был сделан нейтральным персонажем, 5го уровня, жертвовавшим нейтральных созданий на нейтральном алтаре, который стал хаотическим. Персонаж не получил ни особенностей проклятие или обречённость, ни сменил ориентацию.

Второй пример: хаотический персонаж жертвует нейтральных созданий на нейтральном алтаре. Сначала: "*YOU DARE TO SACRIFICE ONE OF MY CREATURES?* *DEFILER* You suddenly hear a thundering voice. *I* hereby punish thee, puny mortal. Your equipment turns to dust." - "*ТЫ ОСМЕЛИЛСЯ ЖЕРТВОВАТЬ ОДНО ИЗ МОИХ СОЗДАНИЙ?* *ОСКВЕРНИТЕЛЬ* Ты внезапно слышишь громовой голос. *Я* сим наказываю тебя, ничтожный смертный. Твоя экипировка превращается в пыль." Дальше: "*I* hereby punish thee, puny mortal! You barely notice some thoughts: I can't believe it!" - "*Я* сим наказываю тебя, ничтожный смертный! Ты лишь заметил некоторые мысли: Я не могу поверить в это!" Второе сообщение возникает потому, что персонаж носит артефакты и только артефакты. Персонаж не получает особенности проклятия или обречённости. Если персонаж носит неартефактную экипировку, то она уничтожится. Если ничего не носит, то получит особенность обречённость, но не проклятие.

Вывод из предыдущего параграфа совершенно ясный: носить АРТЕФАКТЫ И ТОЛЬКО АРТЕФАКТЫ, когда пытаешься конвертировать алтарь. Носите si, если надо. Это полностью поможет избежать потери экипировки и наказания обречённостью.

Не совсем понятно, какие критерии для проклятия инвентаря, или разрушения инвентаря (обращения в пыль), или обречённости, или струи энергии, или вызовом существ. Обречённость произойдёт только когда оскорблённый бог хочет уничтожить экипировку персонажа, который не носит экипировки. Ещё раз, похоже, что это зависит от этих факторов: уровень персонажа, коронованность(или некоронованность), уровень набожности персонажа по отношению к богу персонажа и несоориентированному богу. Однажды был случай, когда персонаж безуспешно пытался конвертировать нейтральный алтарь на D: 45, будучи Чемпионом Закона, и мгновенно был атакован струёй Настоящей Материи (bolt of True Matter).

Схема внизу показывает все возможные комбинации для персонажей, жертвующих живых монстров на соориентированные или несоориентированные алтари. Колонка "алтарь переходит в" *предполагает, что жертва успешная*. Прочерк значит, что алтарь не меняется; это "правильные" жертвы, которые добавляют набожности персонажу и продвигают его ближе к богу. Колонка "бог зол": "Да" значит, что бог злится - законный персонаж пытался жертвовать законное создание или нейтральный - нейтральное. Вне зависимости от правильности жертвы, если бог принял её, то персонаж получает набожность и продвигается ближе к богу. "Бой" значит, что изначальный бог, которому принадлежал алтарь, дерётся и всякий раз проигрывает богу, который стал владельцем алтаря. Заметьте, что изменения пошаговые: законный персонаж должен обратить хаотичный алтарь в нейтральный и только потом - в законный

Как изменяется ориентация персонажа или уровень набожности, когда конвертируешь алтари, не проверено для всех случаев. Заметьте случай, когда нейтральный персонаж жертвует нейтральный монстров на нейтральном алтаре. Написано правильно. Алтарь становится хаотическим без, или с очень маленьким изменением ориентации персонажа или каких-то других негативных последствий. Также обратите внимание на замечательный случай, когда нейтральный персонаж жертвует нейтральных монстров на хаотическом алтаре. Это превращает алтарь в нейтральный без заметного изменения ориентации. Законники, жертвующие законных монстров на законном алтаре, могут обратить алтарь в нейтральный, но не всегда. Персонаж всегда получает заметный упадок ориентации.

Эта таблица будет обновляться по мере прогресса исследований [Ну-ну, уже 4,5 года обновляется, - прим. Авари].

Перс.  алтарь    монстр     алтарь станет       перс. станет        бог зол

З       З          З          - или Н               Н                 Да
З       З          Н             -                  З+                Нет
З       З          Х             -                  З+                Нет
З       Н          З             ?                  ?                 Да
З       Н          Н             З                  ?                 Бой
З       Н          Х             З                  ?                 Бой
З       Х          З             ?                  ?                 Да
З       Х          Н             Н                  ?                 Бой
З       Х          Х             Н                  ?                 Бой

Н       З          З             Н                  ?                 Бой
Н       З          Н             ?                  ?                 Да
Н       З          Х             Н                  ?                 Бой
Н       Н          З             -                  Н=                Нет
Н       Н          Н             Х                  -                 Да
Н       Н          Х             -                  Н=                Нет
Н       Х          З             Н                  ?                 Бой
Н       Х          Н             Н (?!)             -                 Бой (?!)
Н       Х          Х             Н                  ?                 Нет

Х       З          З             Н                  ?                 Бой
Х       З          Н             Н                  ?                 Бой
Х       З          Х             Н                  ?                 Бой
Х       Н          З             Х                  ?                 Нет
Х       Н          Н             Х                  ?                 Нет
Х       Н          Х             Х                  ?                 Нет
Х       Х          З             -                  Х-                Нет
Х       Х          Н             -                  Х-                Нет
Х       Х          Х             -                  Х-                Нет
Заметьте, что только чемпионы Нейтрала или Порядка могут конвертировать алтари в элементальных храмах.

Если всё это смутило больше, чем помогло, здесь несколько эмпирических правил:

1) НЕ жертвуйте созданий, чья ориентация совпадает с ориентацией персонажа или алтаря. Если очень хочется жертвовать живых монстров, чтоб поднять набожность, жертвуйте несоориентированных монстров на соориентированном алтаре.

2) Если надо сконвертировать алтарь, делайте это с помощью золота. Так намного, намного безопаснее.

0.2.4 Как избавиться от ошибок.

Меры предосторожности:

Когда конвертируете алтарь, избавьтесь от всех вещей, кроме артефактов. Также запомните, что чем больше жертва, тем больше вероятность конвертации алтаря - но жертва влияет на набожность, соответственно не делайте её слишком большой.

Если бросать вещи на несоориентированный алтарь, то божество того алтаря будет злиться. Это приводит к нескольким предупреждениям, вроде "GET YOUR JUNK OFF MY ALTAR." - "УБЕРИ СВОЙ МУСОР С МОЕГО АЛТАРЯ". Обычно хватает предупреждения. Но если используется команда длительного сбрасывания, то, похоже, в игре баг, который позволяет продожать бросать вещи, пока озлобленное божество не проклянёт инвентарь персонажа. Опасайтесь этого.

Если что-то не так:

1) Проклятый инвентарь

Если к этому времени у персонажа есть ценные вещи для жертвования, то можно убрать проклятие, с небольшими проблемами. Идите к соориентированному алтарю сейчас же. Благословите зелья воды путём бросания их на алтарь, если вы имеете достаточно набожности для этого. Если нет, жертвуйте золото до необходимой набожности. Окуните свиток снятия проклятия в святую воду, прочитайте и все вещи вернутся в непроклятое состояние. Естественно, все ранее благословлённые вещи сейчас уже не благословлённые.

2) Экипировка превращается в пыль

Вот поэтому всегда рекомендуется снять не-артефакты перед конвертацией алтаря - вы ведь не хотите потерять свои семимильные сапоги или прекрасный меч точности, правда?

3) Обречён

Если у персонажа не было экипировки, вместо экипировки, превращённой в пыль, будет обречённость. Вот почему персонаж должен иметь *хоть что-то* на себе, хоть бы и si. Чтоб убрать проклятие, надо будет пожертвовать достаточно, чтоб поднять свою набожность до очень близкой к божеству. [Или сожрать труп девочкиной собаки - прим. Авари]. Очень полезно знать, как вылечить обречённость и проклятие, т.к. их можно получить и без алтарей - грабя магазины законниками, атакуя кармических созданий в ближнем бою, иногда при питье из лужи.

4) Худшие два - струя и вызов

Обычно они никогда не случаются при ошибке с алтарями. Но если после обречённости долго молиться богу, то можно его довести до такого состояния. Однако, есть две ситуации, когда эти вещи случаются *сразу же* - когда персонаж стал падшим чемпионом или пожертвовал подарок божества. Божество колдует струю энергии в персонажа, к которой тот чаще иммунен, чем не иммунен. Это злит божество ещё больше, оно говорит: "DAMN, YOU'LL SUFFER FOR THIS HUMILIATION TOO!" - "ПРОКЛЯТИЕ, ЗА ЭТО УНИЖЕНИЕ ТЫ ПОСТРАДАЕШЬ ТОЖЕ!" и вызывает созданий, в зависимости от божества: законные - солнечников, нейтральные - фантомов, хаотики - великих демонов. Точная последовательность зависит, что именно делал персонаж - молился в обречённом состоянии или стал падшим чемпионом. В последнем случае могут быть призваны другие монстры, кроме вышеперечисленных.

Ещё один случай, ведущий к вызову: удалиться от определённого бога, когда жертвуешь на алтаре этого бога. Например, если изначально хаотический персонаж жертвует неоднократно на нейтральном алтаре, чтоб получить очень хорошие отношения с нейтральным богом, а потом жертвует на законном алтаре, могут быть вызваны создания.

0.2.5 Коронация, прекоронация и посткоронация

Пре- и посткоронация даёт случайный артефакт из негарантированных артефактов. Требования для пре- и посткоронации:

* прекоронация случается, только если персонаж не экстремальной ориентации (не З+, Н= или Х-)
* экстремально близок
* уровень персонажа >= 8 + 3 * количество сгенерированных артефактов.

Коронация может случиться на любом уровне опыта.

Посткоронация не включает ограничение на не-экстремальную ориентацию.

Заметьте, что персонажи, достигшие прекоронации или коронации, могут никогда не увидеть сообщения "экстремально близкого" состояния. В этом случае, определение того, имеет ли персонаж достаточную набожность для дальнейшей прекоронации/коронации/посткоронации - метод проб и ошибок. Это не так плохо, как кажется, ведь молитва использует очень мало набожности, если "осталась неуслышанной" - это значит, божество не сделало ничего.

Это наиболее важные требования для версии 1.0.0 - например, персонаж может носить проклятые вещи, но пре- или посткоронация всё же произойдёт.

Для коронации персонаж должен быть экстремальной ориентации и экстремальной близости (или иметь достаточно набожности в "очень близок"). У персонажа не должно быть особенностей Проклят или Обречён для любого типа коронации. Обычно, это не проблема, т.к. при состоянии "очень близок" убираются эти особенности. Однако, если персонаж носит вещь, которая даёт Проклятие или Обречённость (Crown of Science / Корона Науки, Executor / Палач), коронация не состоится. Во время коронации персонаж получает иммунитет, артефакт, выбираемый из списка подходящих вещей для расы и класса (см. нижеследующий подпараграф 0.2.5.1), благословлённый амулет ориентации персонажа, вечное благословение, возможность конвертировать элементальные алтари для чемпионов Баланса и Порядка, носить артефакты и другие вещи, увеличивающие потребление пищи, с меньшей нагрузкой на метаболизм и возможность молиться чаще.

Заметьте, что получаемый иммунитет будет отличным от того, что уже имеет персонаж (неважно, получен он от съедания трупов или от ношения вещей). Например, персонаж, носящий Ring of Immunity / Кольцо Иммунитета во время коронации, вообще не получит иммунитета (вывод - снимите его). Подобно этому, чтоб не получить ненужного иммунитета к холоду, персонаж может носить Ancient Mummy Wrapping / Древнюю Оболочку Мумии или scorched spear / опалённое копьё.

Иммунитет, получаемый персонажем, может быть понят из следующих сообщений:

Кислота: "You look forward to be digested by Chaos Lords / Lords of Order themselves."
"Ты с нетерпением ожидаешь быть переваренным лично Лордами Хаоса / Лордами Порядка."
Холод: "You feel prepared for the most chilling tasks."
"Ты чувствуешь себя готовым к самым холодным задачам."
Огонь: "You no longer fear the heat of all hells combined."
"Ты больше не боишься жара всех преисподних вместе."
Шок: "You feel that neither thunder nor lightning will be able to prevent the success of your mission."
"Ты чувствуешь, что ни гром, ни молния не способны помешать успеху твоей миссии."

Пре- и посткоронация увеличивает набожность, необходимую для дальнейших пре- или посткоронаций.

Как пример, как это работает в количественном выражении, тов. Malte Helmert совершил следующее исследование, используя золото как единственную пожертвованную вещь:

> Я совершил некоторые эксперименты с человеком-друидом (нейтральным), взял WADOMF и взломал
> копию моих исходников специально для этого парня. Пошёл прямо в гномий город,
> не помню уровень персонажа. Тем не менее, я совершил серию проверок, чтоб найти
> минимальные границы требуемого золота. Когда определённое количество выглядело подходящим,
> чтоб стать экстремально близким, я перегружался и пытался снова, но жертвуя на 10 000 меньше, чтоб
> проверить, что это действительно минимум.
>
> Результаты:
> Первая коронация требует 100 000 золота
> Первая посткоронация требует только 40 000 золота (!)
> Вторая посткоронация требует 180,000 золота
> Третья посткоронация требует 500,000 золота
> Четвёртая посткоронация требует 970,000 золота
> Пятая посткоронация требует 1,600,000 золота.
> Не проверял дальше, но идея понятна.
>
> Все посткоронации имели место быть при экстремально близкой ориентации, и я заинтересовался,
> возможно ли быть коронованным/посткоронованным при очень близкой ориентации. Оказалось, что это
> возможно только в случае второй посткоронации, для которой хватило 160,000 золота
>
> Я также решил проверить, есть ли разница в жертве 100,000 золота за один
> раз или в виде десяти частей по 10,000 золота. Оказалось, что разницы нет.
>
> Потом я пытался измерить величину негативного влияния молитвы перед тем, как иметь возможность
> стать коронованным (то самое, что ты порой делаешь, когда думаешь, что уже можно стать
> (пре-) коронованным очень близкой набожностью). Она довольно маленькая: если
> я жертвовал 10 000, потом молился, жертвовал 10 000, молился, и так далее, это стоило
> 110 000 вместо 100 000 для коронации. Я предполагаю, что стоимость молитвы может
> быть выше, если твой бог действительно что-то делает. В моём случае
> молитвы просто оставались неуслышанными, т.к. я был полностью вылечен и т.д.
>
> Последняя проверка была с "переполнением". Если я жертвовал 200 000 вместо 100 000, то
> дополнительные 100 000 дают мне что-то или набожность фиксируется на какой-то величине после
> коронации? Оказалось, что можно смело жертвовать больше: это переносится.
>
> Я не делал количественных проверок, но жертва в около 4 000 000 золота (не
> помню точно), а потом шесть молитв подряд дали мне коронационный подарок
> и пять посткоронационных подарков.
>
> Действительно не знаю, имеет ли это значение, так как к тому времени, когда вы получаете такие деньги
> (казино и так далее), вы обычно уже не можете быть пре/посткоронованы,
> но, может быть, это интересно знать. [см. самое начало 0.2.5, слова ">= 8 + 3 *...". Вот это и помешает так посткороноваться - прим. Авари]

0.2.5.1 Возможные коронационные подарки для каждого класса

Заметьте, что Гномы любого класса могут получить Hammerhead / Придурок [Lingvo Informal рулит ;) - прим. Авари] как коронационный подарок. Точно также Высшие и Серые Эльфы могут получить Sun's Messenger / Вестник Солнца. Это исследование в последний раз было проверено в гамме 14 [0.9.9g14 - прим. Авари] товарищем Lee Morgan. В общем, имеется 6 возможных подарков. Исключения - Варвар, Зверовоин, Телепат, Паладин, Вор и Волшебник.

Тов. Andrew Skalski дал объяснение этому. Путём исследования кода g16p2, он определил, что действительно для тех классов меньше шести возможных коронационных подарков. Однако, пустые места заполнены дубликатом одного из возможных. Это значит, что для тех классов имеется двойная вероятность получить один из продублированных возможных вещей. Обновлённая таблица снизу сейчас отражает эти наблюдения. Порядок артефактов - алфавитный и не имеет значения.

ЛУЧНИК

1. Boots of the Divine Messenger / Ботинки Божественного Вестника
2. Farslayer / Убийца Издалека
3. Sun's Messenger / Посланник Солнца
4. Thunderstroke / Удар Грома
5. True Aim / Настоящий Прицел
6. Whirlwind / Вихрь

УБИЙЦА

1. Cloak of Oman / Плащ Омана
2. Death's Blade / Лезвие Смерти
3. Emerald Dagger / Изумрудный Кинжал
4. Executor / Палач
5. Farslayer / Убийца Издалека
6. Kinslayer / Убийца Родни

ВАРВАР

1. Death's Blade / Лезвие Смерти
2. Grod / Неряха
3. Skullcrusher / Череподробитель
4. Skullcrusher / Череподробитель
5. Vanquisher / Победитель
6. Vanquisher / Победитель

БАРД

1. Boots of the Divine Messenger / Ботинки Божественного Вестника
2. Cat's Claw / Кошачий Коготь
3. Cloak of Oman / Плащ Омана
4. Staff of the Wanderer / Посох Странника
5. Trusted One / Доверенный
6. Whirlwind / Вихрь

ЗВЕРОВОИН

1. Boots of the Divine Messenger / Ботинки Божественного Вестника
2. Bracers of War / Наручи Войны
3. Cloak of Oman / Плащ Омана
4. Nature's Companion / Товарищ Природы
5. Nature's Companion / Товарищ Природы
6. Preserver / Спаситель

ДРУИД

1. Black Thumb / Чёрный Большой Палец
2. Nature's Companion / Товарищ Природы
3. Nature's Friend / Друг Природы
4. Purifier / Очиститель
5. Staff of the Wanderer / Посох Странника
6. Whirlwind / Вихрь

ЭЛЕМЕНТАЛИСТ

1. Brannalbin's Cloak of Defense / Плащ Защиты Браннабина
2. Iron Crown of Havlor
3. Nature's Friend / Друг Природы
4. Ring of Immunity / Кольцо Иммунитета
5. Staff of the Archmagi / Посох Архимага
6. Staff of the Wanderer / Посох Странника

ФЕРМЕР

1. Hammer of the Gods / Молот Богов
2. Long Sting / Длинное Жало
3. Nature's Friend / Друг Природы
4. Shirt of the Saints / Рубашка Святых
5. Skullcrusher / Череподробитель
6. Whirlwind / Вихрь

ВОИН

1. Bracers of War / Наручи Войны
2. Death's Blade / Лезвие Смерти
3. Grod / Неряха
4. Long Sting / Длинное Жало
5. Protector / Защитник
6. Vanquisher / Победитель

ЛЕКАРЬ

1. Brannalbin's Cloak of Defense / Плащ Защиты Браннабина
2. Preserver / Спаситель
3. Robes of Resistance / Халат Сопротивления
4. Shezestriakis / Шезестриакис
5. Shirt of the Saints / Рубашка Святых
6. Staff of the Wanderer / Посох Странника

ТОРГОВЕЦ

1. Boots of the Divine Messenger / Ботинки Божественного Вестника
2. Crown of Leadership / Корона Лидерства
3. Iron Crown of Havlor / Железная Корона Хавлора
4. Shezestriakis / Шезестриакис
5. Staff of the Wanderer / Посох Странника
6. Trusted One / Доверенный

ТЕЛЕПАТ

1. Brannalbin's Cloak of Defense / Плащ Защиты Браннабина
2. Iron Crown of Havlor / Железная Корона Хавлора
3. Ring of Immunity / Кольцо Иммунитета
4. Robes of Resistance / Халат Сопротивления
5. Robes of Resistance / Халат Сопротивления
6. Staff of The Wanderer / Посох Странника

МОНАХ

1. Boots of the Divine Messenger / Ботинки Божественного Вестника
2. Iron Crown of Havlor / Железная Корона Хавлора
3. Ring of Immunity / Кольцо Иммунитета
4. Robes of Resistance / Халат Сопротивления
5. Shezestriakis / Шезестриакис
6. Shirt of the Saints / Рубашка Святых

НЕКРОМАНТ

1. Kinslayer / Убийца Родни
2. Preserver / Спаситель
3. Ring of Immunity / Кольцо Иммунитета
4. Robes of Resistance / Халат Сопротивления
5. Staff of the Archmagi / Посох Архимага
6. Vanquisher / Победитель

ПАЛАДИН

1. Aylas Holy Scarf / Святой Шарф Айласа
2. Hammer of the Gods / Молот Богов
3. Justifier / Выпрямитель
4. Justifier / Выпрямитель
5. Perion's Plate Mail / Пластинчатый Панцирь Периона
6. Trusted One / Доверенный

СВЯЩЕННИК

1. Aylas Holy Scarf / Святой Шарф Айласа
2. Hammer of the Gods / Молот Богов
3. Justifier / Выпрямитель
4. Purifier / Очиститель
5. Shirt of the Saints / Рубашка Святых
6. Skullcrusher / Череподробитель

РЕЙНДЖЕР

1. Boots of the Divine Messenger / Ботинки Божественного Вестника
2. Bugbiter / Кусатель Жуков
3. Nature's Companion / Товарищ Природы
4. Nature's Friend / Друг Природы
5. Sun's Messenger / Посланник Солнца
6. True Aim / Настоящий Прицел

ВОР

1. Cat's Claw / Кошачий Коготь
2. Cloak of Oman / Плащ Омана
3. Silver Key / Серебрянный Ключ
4. True Aim / Настоящий Прицел
5. Whirlwind / Вихрь
6. Whirlwind / Вихрь

КУЗНЕЦ

1. Bracers of War / Наручи Войны
2. Hammer of the Gods / Молот Богов
3. Perion's Plate Mail / Пластинчатый Панцирь Периона
4. Protector / Защитник
5. Ring of Immunity / Кольцо Иммунитета
6. Skullcrusher / Череподробитель

WIZARD

1. Brannalbin's Cloak of Defense / Плащ Защиты Браннабина
2. Ring of Immunity / Кольцо Иммунитета
3. Robes of Resistance / Халат Сопротивления
4. Staff of the Archmagi / Посох Архимага
5. Staff of the Archmagi / Посох Архимага
6. Staff of the Wanderer / Посох Странника

0.2.6 Потеря набожности

Как написано в мануале, набожность персонажа определяется пожертвованиями богу персонажа. Запомните, что ценность пожертвования зависит от расы персонажа. Уровень набожности постоянно понижается со временем, так что жертвы, сделанные в начале игры, будут иметь мало значения после того, как пройдёт много ходов в игре. На практике это значит, что персонаж, который хочет поддерживать своё божество в счастливом состоянии, должен жертвовать вещи во время всей игры. Если персонаж хочет быть пре-/пост-/просто коронован, он должен иметь большое количество ценных вещей для пожертвования. Это количество может включать живых жертв, которые, конечно, всегда ценны.


Updated April 20th, 2007
© Copyright Andrew Williams 2000-2007
Обновлено 31 июля 2007
© Копирайт перевод Авари 2006-2007