Руководство по ADOM


Расы, классы и их сочетание

0.1.1 Общие характеристики

Список рас и классов может быть найден в мануале; он даёт некоторое представление о каждой расе/классе, но большинство того, что вы там узнаете, в игре вам не поможет

Каждая раса имеет уникальные характеристики, включая исходную ориентацию [alignment - не подумайте ничего плохого ;) - прим. Авари], тренированные умения (skills) и модификаторы к атрибутам. Умения в АДОМе варьируются по времени доступности. Все персонажи рождаются с Лазанием, Первой Помощью, Торговлей и Слухом. Все персонажи, кроме Зверовоинов и Варваров с Учением больше 10 рождаются с Грамотностью. Много умений могут быть получены или прокачаны с помощью разных неписей в процессе игры. Другие же намного сложнее получить, если персонаж не родился с ними. Умения, кроме Настороженности и Лечения можно пожелать. Любые умения могут быть получены из зелья образования, но это дело случая и не может быть посчитано. Умения, доступные только с помощью желаний или зелий образования, отнесены как "Негарантированные умения" в нижеследующих таблицах. Первая таблица показывает начальную ориентацию и тренируемые умения, с которыми рождается каждая раса.

РасаИсходная ориентацияГарантированные или Непись-доступные уменияНегарантированные умения
ДраконидНейтралПлаваниеНастороженность, Приготовление Пищи, Музыка
ГномLawfulЛазание, Определение Ловушек, Кузнечное ДелоМеталлургия, Копание
Тёмный ЭльфХаосЛазание, СкрытностьНастороженность, Найти Слабость
Серый ЭльфНейтралСлух, Грамотность, СкрытностьУклонение
Высший ЭльфЗаконСлух, Грамотность, СкрытностьУклонение
КарликНейтралСлух, КражаГемология, Копание, Чревовещание
ЧеловекНейтралЛазание, Торговля, ПлаваниеПриготовление Пищи
ХоббитЗаконСкрытностьЛучное Дело, Поваренное Дело, Приготовление Пищи, Садовничество
ОркХаосУдар В Спину, ЛазаниеНайти Слабость, Металлургия, Копание
ТролльХаосМостостроениеАтлетика, Приготовление Пищи, Гемология, Копание

АДОМ-мануал также содержит список классов с их характеристиками и способностями классов. Таблица, похожая на предыдущую, но показывающая тренируемые умения, с которыми рождается каждый класс:

КлассГарантированные или Непись-доступные уменияНегарантированные умения
ЛучникЛазание, Слух, СкрытностьНастороженность, Лучное Дело, Концентрация, Уклонение, Стрелоделание
УбийцаУдар В Спину, Лазание, Определение Ловушек, Взлом, Скрытность, Бой Двумя РукамиАлхимия, Настороженность, Лучное Дело, Уклонение, Найти Слабость
ВарварЛазание, Первая Помощь, Ботаника, Скрытность, Плавание, Бой Двумя РукамиАтлетика, Уклонение, Выживание, Знание Дерева
БардНичего не гарантированоМузыка
ЗверовоинЛазание, Лечение, Ботаника, Слух, Скрытность, ПлаваниеАтлетика, Уклонение, Выживание
ДруидЛазание, Первая Помощь, Лечение, Ботаника, Слух, Грамотность, ПлаваниеКонцентрация, Садовничество, Выживание, Знание Дерева
ЭлементалистЛазание, Лечение, Слух, Грамотность, ПлаваниеКонцентрация, Гемология, Металлургия
ФермерМостостроение, Первая Помощь, Торговля, Ботаника, Кузнечное Дело, СкрытностьЛучное Дело, Поваренное Дело, Изготовление Стрел, Приготовление Пищи, Садовничество, Выживание, Знание Дерева
ВоинСкрытность, Бой Двумя РукамиАтлетика, Лучное Дело, Уклонение, Найти Слабость, Металлургия
ЛекарьПервая Помощь, Лечение, Ботаника, ГрамотностьНастороженность, Концентрация, Поваренное Дело, Найти Слабость
ТорговецТорговля, Ботаника, Грамотность, КражаОценивание, Определение Статуса Вещей, Гемология, Металлургия, Выживание (Торговцы, специализирующиеся на волшебных зельях, получают ещё и Алхимию)
ТелепатТорговля, Ботаника, Грамотность, СкрытностьКонцентрация, Гемология, Музыка
МонахЛечение, Грамотность, СкрытностьНастороженность, Атлетика, Концентрация, Уклонение, Найти Слабость
НекромантБотаника, Грамотность, СкрытностьАлхимия, Оценивание, Концентрация, Найти Слабость, Приготовление Пищи, Некромантия
ПаладинЛечение, Закон (если сначала ориентирован на Закон), Грамотность, Скрытность, Плавание, Бой Двумя РукамиАтлетика, Концентрация, Уклонение
СвященникПервая Помощь, Лечение, Ботаника, ГрамотностьКонцентрация, Определение Статуса Вещей, Музыка
РейнджерЛазание, Лечение, Ботаника, Плавание, Бой Двумя РукамиНастороженность, Лучное Дело, Атлетика, Уклонение, Приготовление Пищи, Выживание, Знание Дерева
ВорУдар В Спину, Лазание, Определение Ловушек, Обезвреживание Ловушек, Слух, Взлом, Кража, СкрытностьНастороженность, Оценивание
КузнецОпределение Ловушек, Торговля, Кузнечное ДелоОценивание, Атлетика, Концентрация, Найти Слабость, Металлургия
ВолшебникЛечение, Ботаника, Грамотность, СкрытностьАлхимия, Концентрация, Чревовещание

Есть также определённое влияние на процесс игры, которое зависит от ориентации, навыков и знака рождения, с которыми родился персонаж. Заметьте, что ни одна раса не рождается с навыком Лечения; он полностью зависит от класса. Девять классов рождаются с Лечением. Весьма существенно заиметь этот навык. Это значит, что те, у кого нет Лечения, *должны* выбрать квест Rynt'а, а не Guth'Alak'а в Териньо, если всё-таки хотят получить навык от Jharod или от Kranf Niest. Это накладывает ограничения на игру, так как квест Keethrax'а гарантирует артефакт и зелье лечения порчи (corruption), которые будут недоступны даже перед началом игры. Дальше, три расы стартуют с хаотической ориентацией. Если персонаж хочет получить Лечение от Jharod, тем самым избегая падения характеристик от Kranf Niest'а, ориентация должна быть изменена на нейтральную (или законную).

Также заметьте, что ни одна из рас не стартует с Ботаникой, этот навык доступен с помощью квеста в Териньо. Если игрок хочет максимума гибкости - чтоб выполнить квест либо Rynt'а, либо Guth'Alak'а, или ни один из них (в случае игры в минималистическое состязание (minimalist challenge game) - выбирайте класс, который начинает игру с Лечением, Ботаникой, или с ними вместе - Зверовоин, Друид, Лекарь, Священник, Рейнджер или Волшебник.

Если вы жить не можете без Настороженности (а её тяжело получить), играйте тёмным эльфом или драконидом, или выберите класс, который рождается с ним - Лучник, Убийца, Лекарь, Монах, Рейнджер, Вор - все стартуют с этим навыком. Многие игроки так же относятся к Определить Статус Вещи - играйте Священниками или Торговцами.

Персонаж, который имеет какой-то навык вследствие и расы, и класса, получает этот навык в весьма прокачанном виде. Это делает определённые комбинации особенно убойными. Несколько примеров - Гном-Кузнец (дважды Металлургия и Кузнечное Дело), Хоббит-Лучник (дважды Лучное Дело), Хоббит-Фермер (дважды Лучное Дело, Поваренное Дело, Приготовление Пищи, Садовничество, Скрытность) и Тёмный Эльф-Рейнджер (дважды Настороженность и Лазание).

Следующая таблица была сгенерирована прямо из кода игры. Запомните, что 10 считается средней величиной атрибута. Таблица даёт общую идею, какие расы и классы получают бонусы/пенальти к каждому из атрибутов на начало игры.:


Начальные атрибуты расы:

                St  Le  Wi  Dx  To  Ch  Ap  Ma  Pe  Всего

Тёмный Эльф      9  10  12  15   9   7  12  16  13  +13
Драконид        13  10  12   9  13  10   8  10   9  + 4
Гном            12  11  11   9  13   9   9  10  11  + 5
Карлик           9  11   9  12  11  12  10  14  11  + 9
Серый Эльф      10  13  10  14   7   8  18  15  14  +19
Высший Эльф     10  13   9  15   8  10  14  13  14  +16
Человек         10  12  10  10  10  10  10  10  10  + 2
Хоббит           6  10  10  15  12  12  10   8  10  + 3
Орк             14   8  10  10  13   8   7   6   8  - 6
Тролль          18   5   8   8  18   6   5   6   7  - 9

Начальные атрибуты класса:

                St  Le  Wi  Dx  To  Ch  Ap  Ma  Pe  Всего

Лучник:         +1   0   0  +4   0   0  +1   0  +3  + 9
Убийца:         +1  +1   0  +2  +1  -2   0   0  +2  + 5
Варвар:         +5  -2  +2  +1  +3  -1  -1  -4  +1  + 4
Бард:            0  +2  +1  +2  +1  +3  +3  +1  +1  +14
Зверовоин:      +4  -1  -1  +4  +4  -2  -1  -2  +2  + 7
Друид:           0  +1   0   0  +2   0   0  +2  +1  + 6
Элементалист:   -1  +2  +1  +1   0  -2  -1  +2   0  + 2
Фермер:         +2  -2   0   0  +1  -1  -1   0  +1  + 0
Воин:           +3  -2  +1   0  +1   0   0  -3   0  + 0
Лекарь:         -1  +1  +3  +1  +4  +1   0  +1  +1  +11
Торговец:        0  +1  +2  +1   0  +3  +1   0  +1  + 9
Телепат:        -3  +2  +4  +1  -1   0   0  +1  +1  + 5
Монах:          +2  +1  +3  +2  +1  -3  -1  -1  +2  + 6
Некромант:      -1  +2  +2   0  +1  -4  -3  +3   0  + 0
Паладин:        +2  +1  +2  -1   0  +4  +2  +1   0  +11
Священник:       0  +2  +4  -1   0  +1   0  +3   0  + 9
Рейнджер:       +2  -1   0  +1  +2  -1   0   0  +3  + 6
Вор:             0   0   0  +3   0  +1  +2   0  +3  + 9
Кузнец:         +2  -1  +1  +1  +3   0   0  +1  +1  + 8
Волшебник:      -2  +3  +3  +1  -1  +2   0  +3  +1  +10
АДОМ-мануал даёт несколько советов по комбинации расы/класса. Например, мануал идентифицирует троллей как сильнейшую, выносливейшую и тупейшую расу в игре и предполагает, что они становятся хорошими воинами (из-за своей силы и выносливости) и отвратительными магами (из-за их низкой обучаемости и маны). Это действительно так, но тролли-волшебники могут быть живучей комбинацией, если они играют больше как воины на старте, а позже развивают свои магические таланты. Эльфы становятся первоклассными волшебниками (из-за высоких обучаемости и маны), как только заработают немного опыта, но им сложно выжить в ранней игре из-за низкой выносливости. Люди - на все руки мастера и могут быть любым классом. Некоторые комбинации, предпочитаемые читателями новостей [rec.games.roguelike.adom, я так полагаю - прим. Авари]:

Тролли-зверовоины и варвары - жестокие сильные воины
Карлики-элементалисты - маги с большей выносливостью, чем эльфы
Эльфы-лучники - природный талант к лукам
Эльфы-волшебники - большие мана и обучаемость
Гномы-кузнецы - природный кузнечный талант
Хоббиты-лучники - природный талант к метанию камней

Классы и комбинации, к которым относятся как к сложным:

Фермеры
Торговцы, особенно тёмные эльфы-торговцы из-за их низкой харизмы и выносливости
Некромантов вообще очень трудно сохранить живыми на низких уровнях

0.1.2 Время жизни

РасаНачальный возрастМаксимальный возрастПодростокСредних летСтарыйОчень старый
Драконид20+1d660+8d422406080
Гном50+5d4400+10d1060180280380
Тёмный Эльф100+10d61200+10d10120400750900
Серый Эльф200+20d102000+20d4025080015002000
Высший Эльф150+10d101500+10d4020065010001350
Карлик75+10d6600+10d20100300500620
Человек12+4d640+10d820406080
Хоббит25+2d1080+10d432607590
Орк10+2d435+3d415253240
Тролль8+1d1035+12d415253545

0.1.3 Особые размышления

Тёмные Эльфы - Тёмные Эльфы получают низкие предложения и высокие цены в Гномем Городе, в магазине Waldenbrook'а. Тёмные Эльфы-Некроманты очень Хаотичны. Придётся постараться, чтоб сделать их Нейтрально-ориетированными и получить Лечение от Jharod'а, например, если захотите. Тёмные эльфы уникальны тем, что паучьи трупы съедобны для них. Тем не менее они получают защиту от яда из паучьих трупов.

Дракониды - Дракониды имеют особые проблемы в ToEF (см. раздел 2.19) и в D: 49 (см. раздел 3.12). Если Драконид попадёт в логово великих белых драконов, то тоже будет иметь проблемы со скоростью.

Друиды - Все Друиды начинают с некоторым налётом нейтральной ориентации.

Эльфы - Все эльфы, Высшие, Серые или Тёмные, являются долгожителями. Это ценно, так как некоторые монстры высокого уровня, встреченные в АДОМ, имеют старящую атаку. Лорды Привидений, например, могут состарить человека или тролля до смерти за один-два удара, так как те имеют продолжительность жизни не больше 100 лет. Эльфы могут не волноваться насчёт этого, так как их продолжительность жизни доходит до 1000 лет, и даже больше для серых эльфов. Чтобы сбалансировать это, эльфы более слабы в ранней игре из-за низкой выносливости.

Карлики - Карликам требуется только 3/4 попаданий для продвижения уровня арбалетной стрельбы по сравнению с другими расами.

Хоббиты - Хоббиты начинают игру с навыком Метания Камней на четвёртом уровне. Также, к несчастью, они начинают игру с проклятым кольцом на пальце. Также хоббиты имеют расовую нелюбовь к обуви, что выражается в некоторой потере ловкости, если обуть хоббита в АДОМе. Кроме этого, хоббиты имеют преимущество перед другими расами в тренировке навыков пращной стрельбы и метания камней: они требуют всего 2/3 попаданий для повышения уровня.

Торговцы - Торговцы всегда специализируются на определённом виде вещей - зелья, кольца, свитки или жезлы. Эта специализация позволяет им опознавать любую вещь в этой категории в поле зрения. Торговцы умеют эффективно швыряться золотыми монетами. Двойники не отражают золотые монеты, брошенные торговцами. Это единственная возможность атаковать Двойников дистанционными боеприпасами.

Тролли - Тролли набирают опыт очень медленно по сравнению с другими расами. Тролли начинают игру с навыком Двуручного Оружия на уровне 2. Не обращайте на это внимания, если играете троллем-зверовоином. Выбросьте дубину и деритесь безоружным.

0.1.4 Особые питомцы для расы

РасаПитомец барда
ДраконидГигантская ящерица
ГномПещерный медведь
Тёмный ЭльфГигантский паук
Серый ЭльфСказочный дракон
Высший ЭльфКу-шу
КарликГигантский енот
ЧеловекСеребрянный волк
ХоббитБольшая собака
ОркСтрашный волк
ТролльПещерный медведь

0.1.5 Специальные стартовые вещи для классов

КлассНаследство [при наличии одноименного таланта - прим. Авари]
Лучник40 winged quarrels of hunting / 40 оперённых стрел охоты
УбийцаPoisonous adamantium dagger / отравляющий адамантиумовый кинжал
ВарварBrutal mithril two handed sword / брутальный мифрильный двуручный меч
БардSeven league boots / семимильные сапоги
ЗверовоинVigilant light furs of protection / бдительный лёгкий мех защиты
ДруидYellow leather armor of balance / жёлтая кожаная броня баланса
ЭлементалистRing of minor elemental mastery / кольцо малого элементального мастерства
ФермерVigilant clothes of resilience / бдительная одежда гибкости
ВоинEternium girdle / этерниумовый пояс
ЛекарьElven chain mail of health / эльфийская кольчуга здоровья
ТорговецBeautiful leather armor of carrying / красивая кожаная броня несения
ТелепатEmpowered robe of protection / уполномоченный халат обороны
МонахPadded clean robe of defense / подбитый чистый халат защиты
НекромантChaotic skull staff of slaughtering / хаотический костяной посох убийства
ПаладинLawful mithril long sword / законный мифрильный длинный меч (даже хаотики получают его - возможно, баг)
СвященникHeavy mace of the sun / тяжёлая булава солнца
РейнджерMasterwork mithril battle axe / мастерский мифрильный боевой топор
ВорAdamantium dagger of penetration / адамантиумовый кинжал проникновения
КузнецBrutal mithril warhammer / брутальный мифрильный боевой молот
ВолшебникWand of fire (30 charges) / жезл огня (30 зарядов)


Updated August 20th, 2006
© Copyright Andrew Williams 2000-2006
Обновлено 31 июля 2007
© Копирайт перевод Авари 2006-2007