29.12.2002 22. О нудности. Одна из причин отторжения читателя от чтения несомненного шедевра, коий вышел из-под клавиш пышущего лучистой энергией графомана, является возможная нудность повествования. Для того, чтобы избежать данной реакции, нужно либо уверовать в удачу и собственный талант, либо таки не писать не подумав. Где вообще может нудность порыться? В той или иной степени в предыдущих главах я мельком упоминал. Хотя это было давно, и отчасти я уже мыслю кое-как иначе. Во-первых, в самом начале, когда энтузиазм бурлит и требует сразу за день олитературить сотню-другую килобайт. А не получается, по вполне понятным житейским причинам. За день пишется всего-навсего 3-15 килобайт, и на следующий тоже, если время найдется... А дело не только в том, что все и сразу получить нельзя, но и в вычленении сознанием ключевых эпизодов и желании поскорее миновать прослойку меж них. С другой же стороны начинает давить размер повествования; ведь если так форсировать сюжет, то получится короткая повесть. Если брать романы с редкими сюжетными поворотами, то опасность кроется в основном на таких продолжительных прямых участках. Hо это не признак нудности, а всего лишь серьезная предпосылка к ней. Тут важно не писать исключительно "по нужде", мол, написать надо, потому что надо. Почему бы не вплести что-нибудь интересное/забавное/важное и прекрасно смотрящееся на фоне основного действа? Другое дело, что тем самым можно и напортачить, коли вставленные эпизоды будут явно выделяться на общем фоне. То есть опять все упирается в то, что следовало заранее озаботиться о том, чтобы сюжет протекал легко и непринужденно, и чтобы не возникали в нем дыры, закидываемые ради размера всем, что под руку попадется. Тяжело в учении, легко в бою. Вообще я допускаю, что размазанную по сюжету нудность можно перебороть красотой повествования или витиеватыми философскими рассуждениями (смотря что кому интересно), но уж если стремиться к идеалу, то лучше ведь избавляться от недостатков, а не прикрывать их. Хотя в связи с недостижимостью идеала ничего другого может и не оставаться. Знаю я почти такого же, как я, графомана, у которого начало его романа выдалось очень вкусным, даже несмотря на множество намечавшихся и таки позже проявившихся недостатков. Читать приятно, но вскоре начала ощущаться натянутость; и действительно, как было им сказано, он начал писать через силу. Может еще исправится. :-) Во-вторых, виной нудности может стать настроение. Лучше попросту ничего не писать, отложить на потом, если на ум мало чего дельного приходит. Другое дело, что зачастую настроению надоедает лентяйничать, и если графоман еще не отступил, то может родиться очень приятный эпизод. Вопрос ведь не в том, что идея озарила сознание, но в умении выразить все "на бумаге" - не просто сделать лог событий, но одушевить его и приобщить к реальному миру. В-третьих, повинны могут быть однообразие и монотонность. Сюжета, атмосферы, персонажей, их речей, мыслей и деяний. Hо я об этом уже писать не буду, потому что и так уже писал, да и охота мне покончить с этой главой. Вымучивать из себя что-то "через не хочу" - это ведь тоже предпосылка к появлению нудности... ;-) PS С наступающим Hовым Годом! Больше книжек, хороших и разных! (~c) :-)