22.12.2002 21. О самоповторах. При наличии желания и возможности сравнить себя нынешнего с собой же энной давности, могут проявиться самоповторы. Зверь пушистый и нестрашный, однако если не отстрелить его, а также все его потомство, то в самом скором будущем может возникнуть повод для огорчения - либо себя, либо читателей. Чем, по-моему, самоповторы плохи и что я под ними подразумеваю? Hу что же... Во-первых, берем описываемые в романах ситуации. Сами по себе они может и не вызовут ассоциаций, мол, в прошлом романе я это уже видел. А даже если вызовут один раз, ну так что же. Hравится автору такие вещи расписывать, вот и ладно. Есть баталисты с кочующими из одной книги в другую шаблонными эпизодами, или любители своеобразно возвышать героя, или поставить персонажа в специфично-незавидное положение. Или вот совсем в частностях всплывают забавности: к примеру, у меня получилось, что разные персонажи в разных романах делают совершенно одинаковые телодвижения по высвобождению от пут. Просто потому, что это вроде как это самые естественные телодвижения. Вопрос в другом: почему я умудрился одинаковые телодвижения почти одинаково описать? По забывчивости. Есть в сознании устойчивое представление ситуации, вот оно и всплыло дважды. Ведь год проходит - и уже половину романа не помнишь... ;-/ Hо это все же ерунда, к которой разве что я и придерусь. Конечно, если случай редкостный, а не на каждом шагу встречается. Другое дело, если из книги в книгу кочует длинная последовательность ситуаций, образовывающих сюжетную линию. Такие самоповторы настолько явно проступают, что брови сами по себе вверх ползут, и возникает стойкое ощущение дежа-вю. Перепев себя же, с изменением имен собственных и ряда ключевых мелочей - но суть-то от этого не меняется. Одно дело взять что-то банальное, что многие другие авторы не гнушаются использовать (не только плагиат, хотя и он в том числе), но другое - когда сам штампуешь одно и то же. Оба варианта меня совсем не прельщают, и даже сложно сказать, который из них сильнее пятнает писателя. Зачем писать романы, становящиеся близнецами-братьями? Вроде как встал на наезженную колею - собственную или чужую - и больше не надо ни о чем заботиться. Почему-то Майн Рид сразу вспомнился, которого я давным-давно читал... Hо ладно с сюжетом-то. Кому-то может ничуть не казаться, что имеет место самоповтор, а кого-то более чем устроит подобное положение вещей. Дело зачастую не только в сюжетах, но и во всплывающих в романах одинаковых типажах, реакциях и действиях персонажей, когда с каждым романом все меньше "нового"... Hо и тут все упирается в количество заимствований себя у себя. Чем меньше, тем лучше. И чем малозначимее, тем тоже лучше, потому что когда аж главные герои содраны под копирку, это совсем неинтересно. Хотя вполне уместна ссылка на стиль автора, что он пишет так и только так (о том и только о том) - зачем что-то менять, если завоевал популярность? - по-другому пусть пишут другие. Тоже, в общем-то, не поспоришь. Только иногда бывает больно смотреть на загнивание таланта - что в литературе, что в той же музыке, в которой гораздо заметнее все это проявляется...