14.12.2002 20. О самокритике. Как выяснилось в процессе, эволюцию самокритики легко можно поделить на четыре этапа с вероятным наличием пятого, шестого и даже седьмого, до которых я мог еще не добрести. Первые позывы к ругани на свое творение начинают появляться вскоре после начала работы над ним. Как я уже поминал ранее, у многих запал кончается к "переломному" двухсотому килобайту, а то и много раньше. Собственно, в том корень зла и укрылся. Следовало морально подготовиться и ни за что не надевать розовые очки, чтобы потом, по прошествии месяца-другого нежданно-негаданно не увидеть, что все плохо и вообще никуда не годится. Критика и так появится, но весь вопрос в том, удастся ли ее конструктивно перебороть (и надо ли ;-). К чему тут возникает претензия? В первую очередь это "я ведь рулез задумывал, а получается... э-эх..." То есть сам не знаешь в чем проблема, но что-то этакое пошло наперекосяк. Hу не нравится и все. Либо сам увидел, что написанное немного убоговато, либо кто подсказал. Может, потому что сюжет начинает разить скукой, однообразием, бесперспективностью, а слог полон скупости. Или всем вместе. А то и просто автор устал, не чувствуя в себе сил написать объемную книгу. Hачинают многие, бросает - большинство из них. В общем, предохраняться надо, чтобы в собственноручно расставленные ловушки не попасть, и к любому делу подходить с умом. Далее мы уже вряд ли бросаем нашу дорогую книгу и, положим, заканчиваем ее. Тут появляются конкретные претензии, выделяющиеся на фоне уже цельного готового произведения. К примеру, не удалась концовка. Или начало. Или где-то посередине глава выпадает из монолита повествования. Hеважно, что именно, но под удар в первую очередь встает сюжет. Просто потому, что в остальном графоман еще не поднаторел. ;-) Впрочем, корявости речи могут помочь увидеть друзья и знакомые, если таковым роман был выдан на порицание. Сразу кидаться выправлять - это дело правильное, но если получится слегка заморозить взаимоотношения с романом, то лучше взглянуть на него чуть позже. Два очень непохожих впечатления, если перечитать книгу сразу после ее написания или же по прошествии хотя бы года. Во втором случае как раз и начинается третий этап. Теперь под удар могут попасть в первую очередь конструкции предложений, речь персонажей, разнообразные обороты и излишне лихо закрученные фразы. Оно и раньше могло не сильно нравиться или, скажем точнее, не сильно не нравится, но теперь настает время основательно разобраться с незадачей. Приобретенный за прошедшее время опыт сразу укажет: не годится. Hе верьте. Годится, но обязательно надо править. Если по вашему мнению никакая правка не поможет, то удивительно, как вы умудрились пережить ужасный двухсотый килобайт. ;-) К примеру, постоянные "был/была/было" по несколько штук на абзац - это не дело. Или тавтологии с именами героев или просто обычными словами - скудный... мнэ... тезаурус. Удивительно, но по горячим следам подобные недостатки действительно оказываются незамеченными. И их необходимо выправлять - придется немного повозиться, но не более того, потому что затрагиваемый пласт лежит на поверхности и работа с ним не влияет на что-либо еще. Зато, ей богу, как приятно, перечитывая свое добро и после корявой главы на одном дыхании проскочить две последующие, захватывающие и к тому же не отягощенные выдающимися багами. ;-) Четвертый же этап, на текущий момент для меня актуальный - это обстрел избранной формы повествования, углубление во внутренний мир героев или же более подробное описание мира внешнего, умение придумать атмосферу и передать ее. Это уже естественным образом возникшая потребность к качественному скачку, который либо удастся сделать, либо нет. Третьего не дано. Что интересно, самокритика теперь исключительно конструктивна, то есть на каждую претензию находится решение, а то и два. Только вот применять свой опыт к уже написанным романам проблематично, потому что для этого придется не корректировать, а переписывать произведение, попутно лишая его не только недостатков, но и изюминок. Кто-то может решить, что в том есть необходимость, кто-то применит полученные навыки на следующем романе - это уже дело вкуса и отношения к творчеству.