08.12.2002 19. Об опыте. Опыт - это дело приходящее, в целом положительно влияющее на творческий процесс. Hаписав первый роман - посчитал его недурственным, увидел кое-где недочеты, но в целом остался доволен. Уродливые конструкции, примитивность речи и пробелы в грамотности - все это начинает ярко выделяться на фоне второго романа, если вдруг графоман сумел не остановить полет своей фантазии и при этом задокументировал ее в файле/бумаге для современников и даже потомков. Занимаясь ныне третьим романом, я уже с ухмылкой могу предсказать: предыдущий (который "второй") после него также вполне возможно покажется в ином свете, будет за что раскритиковать по полной. Постоянный прогресс? Может и так. Хорошо бы. С одной стороны замечательно, что потолка я еще не достиг - это по моему, и по немного чужому мнению тоже, - но с другой стороны выходит, что до сих пор я писал то, что далеко от шедевра. Hу, уж так получилось. Тут легко вычленяется четыре варианта, из которых наиболее предпочтительным является тот, при котором писатель устанавливает и, главное, берет постоянно высокую планку качества. С самого начала неизменно добротные во всех отношениях романы. С нуля, как подрядился графоманствовать я, сие практически невозможно, но если человек до романов малой прозой развлекался, то за большую ему взяться будет, наверное, легче. Следующий вариант, когда постоянный прогресс качества происходит, от романа к роману, со скорым достижением потолка - тоже неплохо, при наличии терпения и трудолюбия :-), а вот остальные - регресс и стабильно тухлое творчество - это уже непорядок. Опять же, выделю две очень обобщенные составляющие книги - язык (грамотность, стилистика...) и смысл (мир, сюжет...). По части языка очень сложно предположить, что возможен регресс. Тут легче как раз расти, держа перед собой задачу набираться опыта и при этом разнообразием не гнушаться. Зато со смысловым содержанием книги все гораздо сложнее. По крайней мере таково мое мнение на данный момент. Замечу, что, полистав первые страницы дневника, я могу с большим удовлетворением сказать, что с отдельными своими взглядами некоторой давности я уже не соглашусь или хотя бы оспорю - тоже ведь от опыта. Так вот, со "смыслом" главное избежать переходящей от книги к книге однообразности структуры повествования, декораций, однообразия в стане персонажей, которые лишь другими именами обзавелись... Короче, вообще любого однообразия. Чем меньше один роман похож на другой - тем лучше, и именно этим я на данный момент руководствуюсь. Поэтому и жалею иногда, что взялся за трилогию - это ведь так долго 2.25Мб писать в одном сюжетном ритме, пусть каждый том и обособлен от другого, но терпение пересилило желание поиметь все и сразу... :-)) Хотя взялся не просто так, а потому что первый том весьма понравился, но слишком уж руки чешутся начать "Тысячелетнее детство" - задумку очень, как мне кажется, многообещающую и лишенную наиболее заметных недостатков предыдущих творений - корявости мрачного "Дебюта" и в противовес написанной легкой динамичной "Мухобойки". Hу еще бы мне так не казалось... :-) Hо не раньше чем через год приступлю. Если доживу.